Что выбирает женщина?

8 Марта, как всегда, наступает неожиданно. В этом году - особенно. Девальвация, инфляция, деноминация, рефинансирование, секвестирование... Тем не менее в пятницу накануне праздника половина наших женщин уже ходит по улицам с цветами - на работе их успели корпоративно отчествовать. И дальше будет все, как обычно: пройдут торжественные собрания, выступят партийные и государственные деятели, и все потечет по новой до следующей весны. Может, вообще у нас нет женского, или как модно выражаться  гендерного вопроса?


 


 


Возможно, и нет. Вот берем цифры. «Женщины Казахстана очень образованны и по этим качествам во многом превосходят мужчин, - выдает нам Агентство РК по статистике. - Так, по высшему и среднему специальному образованию они опережают мужчин: по этим показателям они составляют 12,9 и 24,6% населения Казахстана. В то же время только 11,7 и 19,7% мужчин имеют высшее и среднее специальное образование. По данным органов статистики, в составе государственных служащих центральных государственных органов 57,1 процента численности приходится на женщин. Больше всего их представлено в министерствах здравоохранения, образования и науки, экономики и бюджетного планирования. Более половины служащих приходится на женщин в Агентстве РК по делам государственной службы, министерствах финансов, обороны и других ведомствах».


То есть все хорошо. С другой стороны, в преддверии женского дня все газеты просто пестрят статьями о гендерном неравенстве. Причем иногда, по моему мнению, забывая о сути этого вопроса. Что такое гендерное равенство? Это равенство полов. В принципе, еще лет двадцать назад оно было должным образом обеспечено в нашей стране (имеется в виду СССР) существующей властью. Женщины были широко представлены во всех сферах общественной жизни и, собственно говоря, на эту самую жизнь не жаловались. Другое дело, что сейчас, во время непонятно чего, во время хищнического выживания ни о каком гендерном равенстве говорить не приходится. Просто нужно понять: произошло изменение традиционных   жизненных стратегий, а стратегии новые не появились. Началось все еще в 90-х годах, когда уровень жизни от вполне приемлемого скатился до невыносимого. Произошло увеличение семейной нагрузки на женщину, ответственности за воспитание детей и ведение хозяйства. И в настоящее время большинство женщин находятся в положении второго добытчика, что не оставляет им шансов не только подняться выше этого статуса, но даже совместить его с традиционной ролью матери и жены. Экономическая состоятельность, материальная независимость, осуществление профессионального роста, с одной стороны, и полноценная забота о семье и детях для большинства женщин остается недостижимой перспективой. Нужно выбрать - либо то, либо это.


Если говорить о нас, мужчинах, то наше положение может быть достаточно тяжелым, но редко бывает столь противоречивым по своим функциональным нагрузкам, как положение женщин. Мужчины, меньше привязанные к семье, способны легче адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Если мы стараемся как-то крутиться-вертеться, влезать даже в какие-то аферы, то женщины сразу ориентируются на менее престижные, но надежные работы. Поэтому в нашем обществе и сложилась гендерная система, когда женщины имеют более низкие статусные характеристики.


Нет, есть, конечно, варианты. Например, женщина-руководитель или женщина-бизнесмен. Но успеха в профессиональной сфере женщина-начальник достигает не за счет творческого использования своего характера и стереотипов поведения, присущих женщинам, а обычной мимикрии под мужской стиль управления.


«Нельзя забывать также о том, что все мы вышли из восточного по своей сути общества, - пишет казахстанский эксперт в области гендерного права Султан Акимбеков. - Главная наша особенность заключается в организационной структуре казахского, бывшего кочевого, общества, которая чрезвычайно гибка, и здесь нет общинных традиций, существующих у оседлых восточных народов. Здесь нет принятых общиной и поддерживаемых ее авторитетом правил, регламентирующих поведение ее членов. Отсюда парадокс - каждый в обычной жизни восточного по своей сути Казахстана живет так, как ему удобно. Удобство каждого, и особенно энергичных людей, становится главным признаком распространения у нас того, что раньше называли буржуазным индивидуализмом. Поэтому и мужчины, и женщины у нас практически свободны в выборе модели поведения. Существует только одно важное ограничение - распределение доходов».


Парадокс еще и в том, что многие считают западный образ жизни единственно правильным. Там женщина уже давно занимает равные позиции с мужчиной, и  идеология реально победившего феминизма доминирует. В таких обществах приблизительно равные доходы женщин и мужчин позволяют женщинам в целом избавиться от унизительной, с точки зрения западных феминисток, зависимости от мужчины. «Естественно, - продолжает Акимбеков, - что устройство жизни на Западе становится ориентиром для многих современных женщин у нас в Казахстане. Многие из них хотели бы таких же правил игры и для нашего общества. Но до современного западного социального капитализма нам еще очень далеко, как и до той роли, которую женщина играет в их обществе».


Между тем в исламских государствах, например, в Иране, положение женщины совершенно другое. Там многие женщины, добившиеся чего-то в жизни, всерьез убеждены, что только ислам раскрепостил женщину и дал ей возможность быть полноценным человеком. Кстати, законы шариата никак не ограничивают права и возможности женщин, как считают многие. Так, верховный лидер исламской революции аятолла Хаменеи в прошлом году выступил с речью на дне рождения хазрат Фатимы Захры, в которой отметил, что этот день, объявленный в Иране Днем женщины и матери, является удобной возможностью вновь обратиться к рассмотрению исключительного места женщины в исламской религии. «Большое преступление западной цивилизации заключается в том, что под предлогом поддержки женщин их предают и принижают или игнорируют их роль в истории, обществе и семье, - заявил аятолла. - Запад, давая пустые обещания женщинам, удерживает их от выполнения ими незаменимой роли в семье, в то время как игнорирование реальных прав женщин ослабляет семью, то есть основу любого общества, и подвергает, таким образом, угрозе будущие поколения».


Словом, сегодня нашей женщине, в принципе, как и всегда, приходится выбирать. Либо роль удачной бизнес-вумен (с разумеющейся потерей части своей женственности и приобретением мужских качеств), либо роль второй добытчицы (с перспективой всю жизнь проторчать на ненавистной службе), либо опереться на крепкое плечо любимого мужа и с этой опорой осуществлять все свои желания.


Последнее, конечно, самое сладкое и желаемое. Только вот крепких плеч у нас, увы, не хватает...


 

Что выбирает женщина

Также рекомендуем прочитать

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.