Главный кредитор государства

С чем бы сравнить газетные таблицы выигрышей по госзаймам СССР в 70-80-е годы, когда советское население если и не ступило одной ногой в коммунизм, но вкус к более-менее обеспеченной жизни почувствовало? В отсутствие других легальных источников финансирования (кроме заработка и левой шабашки), пожалуй, и не было иных доходов, кроме выигрышей по облигациям. Дома газету торжественно выкладывали на стол, доставали пачку облигаций и внимательно всей семьей сличали колонку номеров газетных с номерами на облигациях. Поэтому газеты с таблицами уходили влет, пожалуй, так, как сегодня сметаются только выпуски с таблицами студенческих грантов.


 


Впрочем, у государственных облигаций помимо регулярных розыгрышей с хорошей по тем временам суммой было еще очень ценное качество. В любой момент их можно было сдать в сберкассу или купить. Но к этому позитиву финансовая система СССР пришла лишь в последние десятилетия. У госзаймов страны-предшественницы история довольно противоречивая. Может быть, еще и поэтому суверенный Казахстан к такой форме привлечения средств населения, как госзаймы, столь долго не обращался. Но на днях директор департамента государственного заимствования Министерства финансов республики Гульмайра Дуйсенбаева сообщила, что Минфин планирует выпускать государственные ценные бумаги  для населения. Как напомнила финансист, такая практика применялась в конце 90-х, когда в обращении находились национальные сберегательные облигации. Планируемые бумаги будут привязаны к курсу тенге к доллару США, и таким образом валютные риски населения будут страховаться, - пояснила она. 


В принципе новость можно расценивать как позитивную для рынка. Если, конечно, условия размещения ценных бумаг для населения будут обладать рядом преимуществ. Во-первых, это по определению самое надежное вложение свободных  средств населения - под прямую гарантию государства. Во-вторых, высокая их ликвидность, то есть высокая обращаемость их в реальные деньги. Это в случае, если будет предусмотрен свободный их выкуп уполномоченными банками или структурами.


Например, АО «Казпочта» и всеми банками второго уровня. В-третьих, доходность, как обещано, с привязкой к валютному курсу. В-четвертых, это реальный инструмент рынка, которых недостает сегодня населению. Поскольку сейчас, кроме банковских депозитов, долларов с евро,  и нескольких частных паевых фондов, доверие к которым еще не стало массовым явлением, а в силу финансового кризиса и не может стать, практически ничего иного и нет. Золото, недвижимость имеют как плюсы, так и минусы. Все эти факторы дают серьезные преимущества ценным бумагам, которые планируется выпустить Минфином для населения.


Надо понимать, что ГЦБ выпускаются не только и не столько в интересах самого населения, сколько в интересах государства. Ибо ГЦБ - это государственный заем.


В данном случае - у населения его свободных средств. Как говорит классическая теория, государственные займы - это разновидность кредитных отношений, в которых государство (или его местные органы) выступает заёмщиком или кредитором. Займы позволяют государству в сравнительно короткий срок мобилизовать крупные денежные средства. Как правило, при профицитном бюджете государство редко прибегает к этой форме внутренних заимствований. Иное дело когда бюджет дефицитный, и при этом возможности внешних заимствований резко ссужаются. Снижение же кредитных рейтингов страны и ее нацкомпаний приводит к тому, что стоимость внешних ресурсов для резидентов страны и для нее самой существенно возрастает.


В том, что государство принимает решение о выпуске ГЦБ для населения именно сейчас, есть логика: дефицит государственного бюджета в 2008 году составил 332,2 миллиарда тенге. Нестабильность на мировых рынках, как финансовых, так и сырьевых, таит большие опасения и по поводу развития внутренней ситуации в ближайшие год- два. Так что мобилизация средств, в том числе и населения, - ход логичный, своевременный. К нему, как правило, прибегают все экономики мира в условиях войны или разбалансировки финансовых систем. Или, как в нашем случае - при дефицитном бюджете, который, к слову говоря, не всегда свидетельствует о системных проблемах экономики. Но в любом случае выпуск госзаймов наряду с кредитно-денежной эмиссией и увеличением налоговых поступлений в госбюджет является одним из способов финансирования его дефицита. Впрочем, есть и иные способы. Например, российское правительство объявило о том, что средства госфондов будут перераспределены для покрытия дефицита госбюджета в текущем году.


В свое время Большая советская энциклопедия, идеологизированная, как почти вся печатная продукция в те времена, поясняла, что обычно все госзаймы носят добровольный характер, т. е. буржуазное государство предлагает капиталистам выгодное помещение капитала. А в принудительном порядке займы капиталистических государств размещаются в случае сильного расстройства финансовой системы. Первые принудительные займы возникли в период зарождения капитализма в Италии, часто применялись в XV-XVIII веках. После Первой мировой войны принудительные займы выпускались в ряде западноевропейских стран. Но об экономической мощи внутренних займов можно судить по этим цифрам: за годы Первой мировой войны США за счёт госзаймов покрыли 61%, Великобритания 68%, Франция 81%, Германия 84% всех государственных расходов. А за годы Второй мировой войны США покрыли 54%, Великобритания 50%, Германия 61%, Япония 58% своих госрасходов.


В советские же времена, поясняет БЭС, госзаймы означали «мобилизацию временно свободных денежных ресурсов для хозяйственного и культурного строительства за счёт трудовых сбережений широких слоев населения». Но если отшелушить идеологию, то можно вспомнить, что в СССР в госзаймы до 1963 года помещались также стабильные остатки вкладов в сберегательных кассах.  И эта история с негативным оттенком еще на памяти живущих.


История сохранила одно из обращений молодого советского правительства к народу о финансовой поддержке, поскольку отказ от обязательств царской России отвернул от страны всех внешних кредиторов. (Одним из первых решений правительства большевиков - декрет от 23 декабря 1917 года - был запрет на все операции с ценными бумагами на территории Российской Федерации.) Так вот, в 1925 году этот призыв звучал так: «Мы, советское правительство, обращаемся теперь к рабочим и крестьянам, к трудящимся, ко всем честным гражданам внутри своей страны и говорим: «Нас не признали международные банкиры и не пожелали дать заем, но мы апеллируем к вам, трудящимся массам нашей страны, предлагаем вам оказать кредитную поддержку советскому правительству для того, чтобы оно не должно было лезть в ту петлю, которую хотели накинуть на его шею банкиры Лондона и Нью-Йорка».


Вероятно, это обращение можно считать стартом новой финансовой политики советского государства. В тот период - в 20-30-е годы -  каких только не возникало обязательств. Например, автомобильные, тракторные, индустриальные, фотообязательства, велосипедные. На одном из плакатов, например, было написано: «Велосипедные обязательства в рассрочку через сберкассы... Срок погашения - до 2 лет 4 месяцев...». Но по названию и сути большинство из таких бумаг сводилось к понятию «облигация».


Как свидетельствует история, в целом удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета СССР до Великой Отечественной войны составлял примерно 5%, в годы войны - не более 10%, а в 1965-м, в связи с прекращением выпуска займов, размещаемых по подписке среди населения, снизился до 0,2%.


Важно помнить, что если  в мирное, предвоенное время подписка на займы имела так называемый добровольно-принудительный характер или привлекали вещевым интересом, то в военное время важным фактором стало осознание опасности и желание людей поддержать страну, сделать свой вклад в победу. Люди подписывались на займы и сдавали облигации - фактически отказывались в пользу победы от своих средств. Всего в СССР за все годы было выпущено около 65 облигационных займов.


Минусом же большинства из этих бумаг было, мягко говоря, не совсем честное поведение советского государства по отношению к своим внутренним обязательствам и кредиторам. И это тоже тот  урок, который еще помнится людьми. И тому есть немало свидетельств.


К 80-летию Народного банка была выпущена замечательная книга М. Жолдасбекова и С.Степанова «История сберегательного дела в Казахстане». В ней отдельная глава посвящена непопулярным решениям государства, которые существенно подорвали доверие населения к ценным бумагам. К концу пятидесятых годов правительством были приняты два непопулярных решения. Первое - в 1955 году, тогда были понижены процентные ставки по вкладам. А второе непопулярное решение касалось госзаймов.


Процитирую авторов:  «...только в сберегательные кассы Казахстана и только с 1945 по 1948 год поступило по подписным займам 8807,2 тысячи рублей. Народ у нас всегда был главным кредитором своей страны. Однако нельзя брать в долг до бесконечности. По мере выпуска займов увеличивался государственный долг и, соответственно, выплаты населению по займам. Так, в 1946-1950 гг. эти платежи составили 1,7 млрд. руб., в 1951-1955гг. - 4,4 млрд. руб., в 1956-м 1,4 млрд. руб., в1957г. - 1,6 млрд. руб. Долг государства населению Казахстана к 1 апреля 1957 года составил 727 миллионов рублей». Вскоре сложилась диспропорция, сумма доходов государства  над его расходами от займов устремилась к нулю. Но отказаться от выпуска новых займов без прекращения выплат населению по тиражам государство не могло. И Совмин в 1957 году принял решение прекратить выпуск госзаймов, проведение тиражей выигрышей и отсрочить на 20 лет погашение облигаций ранее выпущенных займов. Решено было начать их ежегодное погашение с 1977 года в течение 20 лет равными частями. Как пишут авторы издания, «все это, несмотря на «единодушное одобрение трудящихся» не могло не сказаться  на авторитете и уровне работы сберегательных учреждений». Вот такой урок.


Впрочем в истории госдолга были и позитивные уроки. Этот пример, родом из 1947 года, приводят авторы книги, рассказывая о том, как проходил обмен облигаций выпущенных ранее, на облигации конверсионного займа 1948 года.


«.. в 1947 году был выпущен новый свободно обращавшийся государственный трехпроцентный внутренний выигрышный заем, который свободно продавался и покупался населением всеми сберкассами. Льготы, предоставленные при проведении денежной реформы вкладчикам сберкасс, а также держателям облигаций госзаймов, способствовали большому притоку вкладов. Люди стали понимать, что если деньги лежат в сберкассах, то их потери при возможных реформах и перерасчетах будут существенно ниже».


Сегодня, в условиях мирового финансового кризиса, во многих странах власти обращаются к внутренним займам. Не везде они встречаются однозначно. Так, в России намерения Минфина выпускать бумаги для размещения среди населения сразу вызывают дискуссии. Негативный исторический опыт живуч. Как пишут СМИ: «Практически все займы, выпущенные в 1927-1945 годах, были затем конвертированы в облигации с более длительным сроком погашения и меньшими процентными ставками: вместо 10 лет - 20, вместо шести процентов - три и так далее». Впрочем, по другим оценкам, пятая часть населения страны готова приобретать ценные бумаги государства. Уж всяко-разно они надежней, чем рекламируемые Леней Голубковым финансовые пирамиды.


Зато образец позитива можно встретить в китайской современной финансовой истории.  Выпущенные в 2007 году облигации специального госзайма на сумму 1,55 трлн. юаней в итоге были использованы, как писали тогда СМИ, в качестве зарегистрированного капитала Китайской инвестиционной компании с ограниченной ответственностью.  Не эти ли средства сегодня позволяют Китаю  в условиях финкризиса делать многомиллиардные инвестиции по всему миру?


...Так что, как говорят философы, нет ничего абсолютно позитивного или абсолютно негативного, все зависит от того, как на вещь смотришь или как применяешь.


 

Главный кредитор государства

Также рекомендуем прочитать

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.