Глобальная дезориентация

Глобальная экономика играет не по правилам... бюджетного планирования. В той или иной степени национальным правительствам различных стран сейчас приходится пересматривать, корректировать, секвестрировать бюджеты. Российский трехлетний бюджет в результате трансформировался в однолетний. Заглядывать даже за годовой горизонт планирования сегодня мало кто из экономистов возьмется, будь они даже семи пядей во лбу. Что говорить о структурах бюджетного планирования, если и международные финансовые институты с завидной периодичностью дают поправки прогнозов развития мировой экономики, меняют прогнозы по основным товарным группам.


 


Так на неделе был обнародован прогноз ВТО о падении мировой торговли на 9% в текущем году - самом большом со времен Второй мировой войны. Причина падения мирового спроса - крупнейший мировой кризис за последние десятилетия. Сокращение экспорта в развитых странах будет особенно острым - 10% в этом году. В развивающихся странах, которые более зависимы от торговли, экспорт упадет на 2-3%, заявляют экономисты ВТО.


Международный валютный фонд неоднократно пересматривал свои прогнозы развития мировой экономики на 2009 год. Так, снижение ВВП в развитых экономиках в 2009 году в январе прогнозировалось на уровне 2%. Теперь январский прогноз существенно пересмотрен. По росту мировой экономики в 2009 году с 0,5% в сторону рецессии, перейдя к коридору этого показателя от (-1,0) до (-0,5%). Такой спад ожидается впервые за 60 лет.


Всемирный банк в своем докладе «Глобальные экономические перспективы-2009», прогнозировал, что в 2009 году рост мирового ВВП составит 0,9%. При этом организация считает, что перспективы экономического роста в развивающихся странах выглядят неопределенно, и в 2009 году их ВВП может вырасти на 4,5% (по сравнению с 7,9% в 2007 году), а в странах с высоким уровнем доходов рост будет вовсе отрицательным (ВВП стран еврозоны сократится на 0,6%, США - на 0,5%, Японии - на 0,1%).


Большое «неудобство» для планировщиков представляет коньюнктура цен, к которой былой штамп - сложившаяся - никак не применишь: рынки пошли вразнос и зафиксировать цены практически не удается ни по одной из групп товаров. Есть тенденции, которые, впрочем, могут развернуться в любой момент. Будь то котировки по нефти, буть то стоимость золотой унции, будь то доллар, евро, металлы. В такой ситуации неудивительно, что идет пересмотр бюджетов. При этом еще не факт, что зафиксированые в документе, к примеру в марте, прогнозные показатели не изменятся резко в мае или сентябре. Так что любой бюджет, даже самый объективный сегодня, завтра может оказаться нереалистичным. При этом не обязательно со знаком минус. Так что, глядя на очередной нефтяной рубеж более чем в 50 долларов и закладывая в числе макропоказателей отметку в 40, можно суеверно стучать по дереву и затаенно мечтать о профиците. В общем, по пословице «Надейся на лучшее, готовься к худшему». Такой затаенный смысл хочется прочесть или прочитывается и в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О республиканском бюджете на 2009-2011 годы». С соответсвующим докладом на эту тему выступил 24 марта на заседании правительства республики министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов


Как отмечается в докладе, пересмотр параметров развития мировой и национальных экономик сегодня становится достаточно частым и болезненным явлением для международных институтов и правительства всех стран.


С учетом оценок международных экспертов мы предлагаем традиционно придерживаться более консервативных прогнозов, опирающихся на следующие утверждения, предварил выступление министр. Рассмотрим основные позиции. В связи с замедлением роста мировой экономики и сокращением потребления в 2009 году министерство предлагает не ожидать рост цен на основные позиции казахстанского экспорта (нефть, металлы). В частности, прогноз цен на нефть в 2009 году предлагается в уточненном макропрогнозе сохранить на уровне 40 долл. США за баррель, а на 2010-2013 годы определить на уровне 50 долл. США. За ориентир взяты и такие мировые цены на металлы: в текущем году они снизятся в среднем на 30-40 % с последующим повышением в 2010-2013 годах в среднем на 8-10 %.


Рост реального ВВП в 2009 году по базовому сценарию прогнозируется на уровне 1%, что на 1,7 процентных пункта ниже по сравнению с ранее одобренным прогнозом.


Снижение показателей роста ВВП в 2009 году связано с замедлением темпов роста промышленной продукции (по оценке до 0,4%), а также в сфере услуг и сокращением объемов строительства. Прогноз объемов экспорта и импорта уточнен также в сторону снижения на 17 и 9 млрд. долларов США соответственно. При уточнении макроэкономического прогноза учтен и возможный эффект от девальвации тенге, который в показателе ВВП составит 0,3% в реальном выражении. Инфляция прогнозируется на уровне 11% на конец 2009 года с учетом проведенной девальвации тенге, вклад которой в общий показатель индекса цен по совместной с Национальным банком оценке не превысит 2%.


- Принимая во внимание неоднозначность существующих оценок сценариев развития мировой экономики в среднесрочном периоде, на заседании Республиканской бюджетной комиссии 20 марта т.г. было принято решение при уточнении трехлетнего республиканского бюджета внести изменения в параметры только текущего года, - пояснил министр. - Системные изменения параметров 2010-2011 годов будут учтены в новом законе о республиканском бюджете на 2010-2012 годы на основе уточненного по итогам полугодия текущего года макроэкономического прогноза. В результате уточненный прогноз доходов республиканского бюджета на текущий год составил 1 529,5 млрд. тенге, или с уменьшением против параметров утвержденного бюджета на 371,1 млрд. тенге, вызванным влиянием следующих факторов. За счет уточнения расчетов по итогам 2008 года доходы пересмотрены на 176,9 млрд. тенге. Снижение темпа роста экономики приводит к потерям в размере 61,8 млрд. тенге. Изменение показателей внешнеторгового оборота и курса тенге к доллару США также приведет к потерям на 22,8 млрд. тенге. Снижен объем НДПИ по горнорудному сектору на 89,9 млрд. тенге за счет понижения ставок налога, рассчитанных по текущим ценам на минеральное сырье (медь, хром, цинк, свинец). Также учтен и ряд других решений и тенденций, возникших после утверждения бюджета на 2009-2011 годы.


В ходе уточнения бюджета предусматривается увеличение отдельных расходов, на общую сумму 297,4 млрд. тенге. Из них на реализацию стратегии региональной занятости и переподготовки кадров предусмотрено 140,0 млрд. тенге. На финансирование казахстанской доли участия в создании Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества -15 млрд. тенге. На индексацию расходов, направленных на социальные выплаты, связанных с ростом индекса потребительских цен с 9 до 11 %, потребуется 11,2 млрд. тенге. На обеспечение единовременного перевода студентов-отличников платной формы обучения на государственный образовательный грант потребуется 3,2 млрд. тенге. На покрытие курсовой разницы по выполнению международных обязательств государства - 6,1 млрд. тенге. На решение проблемных вопросов города Астаны, в том числе в жилищном секторе и в связи с переносом в столицу ряда мероприятии Азиады - 79,2 млрд. тенге. На развитие объектов теплоэнергетики и магистральных инженерных сетей жилых комплексов, строящихся с участием дольщиков в Алматинской области и г. Алматы на общую сумму 15,5 млрд. тенге. На уплату НДС по строительству республиканских объектов на территории СЭЗ в связи с отменой льгот - 1 млрд. тенге согласно новой редакции Налогового кодекса.


- В целом общая сумма компенсации потерь в доходной части бюджета и дополнительные потребности расходной части бюджета составляет 668,5 млрд. тенге, - подсчитала республиканская бюджетная комиссия. - Источниками покрытия этих потерь и потребностей являются: привлечение в соответствии с Посланием главы государства народу Казахстана целевого трансферта из Национального фонда в сумме 347,9 млрд.тенге. За счет оптимизации отдельных расходов бюджета привлекаются еще 320,6 млрд. тенге. Дефицит республиканского бюджета будет сохранен на уровне скорректированного бюджета (573,6 млрд. тенге); размер субвенций, передаваемых местным бюджетам, будет сохранен в утвержденном объеме (526,9 млрд. тенге).


Предполагается выполнение ранее принятых социальных обязательств государства. В том числе по заработной плате и социальным выплатам. По оценкам комиссии, поступления в 2009 году составят 2 837,4 млрд. тенге (с уменьшением на 23,4 млрд. тенге относительно утвержденного бюджета). Расходы бюджета сокращены на 21,2 млрд. тенге и составят 3 411,0 млрд. тенге. Дефицит республиканского бюджета составит 573,6 млрд. тенге (3,4% от ВВП).


Вероятнее всего, уточненный бюджет будет принят парламентом в обозначенных рамках. И, вероятно, исполнен, если вновь мировая экономика не сыграет не по правилам, или если экономический эффект от реализации антикризисного плана окажется иным, нежели прогнозируется.


 

Глобальная дезориентация

Также рекомендуем прочитать

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.