Готовят прописи таможне

Бизнесмены, госслужащие и депутаты парламента обсудили проект концепции нового Таможенного кодекса РК


 


Обсуждать проект нового Таможенного кодекса можно, а вот торопиться с кардинальным обновлением не время, считают отечественные бизнесмены. Причину необходимой отсрочки они видят в предстоящей разработке и принятии единого Таможенного кодекса в рамках ЕврАзЭС.


 


Это мнение предпринимателей прозвучало на встрече «за круглым столом» в Астане, инициированной и проведенной Министерством экономики и бюджетного планирования. И его не переломил даже довод заместителя премьер-министра Ербола Орынбаева касательно сокращения времени прохождения границы на 75 процентов, что прогнозируется положениями обсуждаемого проекта Таможенного кодекса РК.


Он же подверг имеющийся документ критике такого рода: «Действующий Таможенный кодекс является законом непрямого действия и содержит отсылочные нормы на 91 нормативно-правовой акт. Несовершенство таможенного администрирования проявляется в большом объеме документов, возможности неоднозначной трактовки законодательства и множестве других проблем».


Между тем основополагающий для участников внешнеэкономической деятельности документ торопится появиться на свет: по словам Е.Орынбаева, в течение апреля проект ТК подвергнут доработке на ведомственном уровне, а мае-июне проведут обсуждение получившегося совместно с отраслевыми ассоциациями и бизнес-сообществами.


Какие же новшества принесет законопроект, кроме сокращения времени таможенной очистки товара на границе? Проект кодекса предусматривает давно лоббируемое предпринимателями снижение объема физического досмотра товаров до 20 процентов в 2012 году. Тренд на уменьшение числа досмотров есть и без того: если в 2006 году таковому подвергали 70 процентов проходящих через границу товаров, то в 2009 году - уже менее 40 процентов. Кроме того, планируется сократить число документов, необходимых для пограничной и таможенной очистки по импорту с 14 до 10 в 2009-м и до семи в 2012 году.


Все предлагаемое можно и нужно отнести к плюсам хотя бы потому, что нынче средняя продолжительность контакта с таможенниками на границе 180 минут. При этом, как говорят в комитете таможенного контроля МФ РК, в расчет берется только чистое время общения, не учитываются ни простаивание в очередях, ни другие факторы.


Однако пока предлагаемые новации все же больше смахивают на «косметический ремонт». Сторона, представлявшая на заседании «круглого стола» интересы предпринимателей, считает, что в проекте концепции нового Таможенного кодекса отсутствуют новаторские решения, не проработаны системные меры для решения возникающих проблем. Думается, что бизнесу не столь важно оформление вопроса, ему не интересны формальные подходы, подсказанные международными институтами. Первичны могут быть лишь экономические плюсы. Мнение предпринимательства на встрече за «круглым столом» глава НЭП «Союз «Атамекен» Азат Перуашев резюмировал так:


- Мы считаем, что для экономии времени можно обойтись поправками в действующий Таможенный кодекс.


Однако как знать, помогут ли возможные поправки улучшить и укрепить позиции Казахстана в рейтинге «Свобода ведения бизнеса» по показателю «Международная торговля». Пока согласно отчетам Всемирного банка наша страна занимает 180-е место из 181 государства, поднявшись лишь на одну позицию по сравнению с 2008 годом. Да и сами таможенные органы по-прежнему чрезвычайно подвержены коррупции, что было ярко продемонстрировано еще три года назад итогами социологических опросов населения, проведенных Агентством РК по делам государственной службы вкупе с исследовательским центром «Сандж». Тогда в рейтинге госорганов РК таможня занимала первое место по объему рынка коррупционных услуг (он выражался цифрой в 17,4 миллиарда тенге).


Ко всему практическая деятельность таможенных органов все же вывела на поверхность недостатки действующего Таможенного кодекса. Среди таковых эксперты числят неоднозначное толкование норм таможенного законодательства (из-за их противоречия), что приводит к ведомственному нормотворчеству; требования по представлению большого количества документов для таможенного оформления, что исключает переход к электронному декларированию; недостаточность законодательной базы, определяющей принципы функционирования и порядок работы системы управления и анализа рисками.


Поправки в Таможенный кодекс поступили в мажилис еще в конце января, их необходимость аргументировалась предстоящим вступлением РК во Всемирную торговую организацию. Требования, предъявляемые странами-членами ВТО, касаются практики определения таможенной стоимости, расширения круга лиц, выступающих в качестве декларантов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РК, внедрения при таможенном администрировании принципа действия «ex officio». Мажилис тогда поручил комитету по финансам и бюджету подготовить заключение к правительственным поправкам.                 


Видимо, состоявшееся заключение депутатов и побудило рабочую группу при правительстве спешно модернизировать концепцию ТК, потому-то она торопится с инициативой узаконивания новаций. Эти шаги тоже логичны, разработка проекта позволит стимулировать добросовестное предпринимательство, будут упрощены таможенные процедуры, уменьшится бюрократическое давление на участников ВЭД. Но первичен все же бизнес и его экономический интерес.


 

Готовят прописи таможне

Также рекомендуем прочитать

Метки:

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.