Как рождались самые известные фото советской пропаганды

Смонтированная фотография установки флага над Рейхстагом

В Берлине, неподалеку Рейхстага открыли фотовыставку с самыми известными советскими фотографиями времен войны. Организаторы выставки, немецкие фотографы, говорят, что их целью было познакомить немецкую публику с автором хрестоматийных фотографий, как, например, «Установление советского флага над Рейхстагом». Но выставка, как и объектив фотографа Евгения Халдея, зафиксировала и нечто гораздо большее, а именно то, из чего делалась мощная советская пропаганда.

Евгений Халдей родился в 1917 году в еврейской семье в Юзовке, как тогда назывался Донецк. Его биография, как и его фотографии, отражает весь период советской истории - от коллективизации до распада Советского Союза. Как корреспондент ТАСС он снимал советских героев, передовиков производства, стахановцев, включая самого Стаханова, советских вождей, всю войну от первого до последнего дня, Потсдамскую конференцию, Нюрнбергский процесс. Когда после войны его выгнали с работы за еврейское происхождение, он перебивался мелкими заказами, работал как фотограф Харьков, а потом, как корреспондент газеты «Правда», снова фотографировал героев войны и их послевоенные судьбы - советских писателей, музыкантов, ученых.

Значительная часть этих фотографий представлена на выставке в Берлине. Организаторы выставки, хотя и являются настоящими поклонниками таланта фотографа, не побоялись показать и Халдея-пропагандиста.

Самая известная фотография Халдея является и наиболее противоречивой

Русский офицер с 2-мя немецкими часами на руках

Хрестоматийное советское фото «Установка флага над Рейхстагом» было инсценировкой с самого начала и до самого конца. Халдея, который в конце войны был в Вене, вызвали в Москву и отправили в Берлин. По словам самого Халдея, потому что те двое фотографов, которые были в Берлине, только пили и не посылали ничего в Москву.
Халдей приехал в Берлин, зная наперед, что он там будет снимать, и как. Он привез с собой свой собственный флаг, который сшил его приятель, принес его на Рейхстаг и сделал фотографию. Потом добавил дыма над Берлином, поскольку 2 мая боев уже не было, и заретушировал часы на руке советского офицера, ибо, как заметил кто-то в ТАСС, офицер имел немецкие часы на обеих руках. Солдаты, которые якобы устанавливали флаг, стали героями Советского Союза. Позднее эта фотография была растиражирована и стала одним из самых известных фото 20 века.

Лишь незадолго перед своей смертью в 1997 году Халдей рассказал и продолжение истории с этим фото. Сталин лично вызвал фотографа и приказал забыть, кем были люди на фотографии. Официальными героями назначили двух россиян и грузина, их имена - Самсонов, Егоров и Кантария - знал каждый советский школьник.

Подобной фальсификацией были и другие известные фото Халдея. Самолеты над Рейхстагом появились уже в фотолаборатории, равно как и многочисленные фото с дымом. Пока советское командование доставили Халдея в Берлин, бои там уже закончились, поэтому дым над городом пришлось монтировать вручную.

Кое-что, согласно изменению советской политики, пришлось устранять и из фотографий. Например, портрет Сталина, висевший на триумфальной арке, который поставили советские войска в Берлине в 1945 году, по фотографии, опубликованной в 1956, уже исчез.

Герои коллективизации и никакого голода

Оригинальная фотография установки флага над Рейхстагом

Ретушировались не только фотографии, но и сама советская действительность. В 30-х годах молодой фотограф путешествовал по Украине с агитбригадой, занимавшейся коллективизацией. С этих пор на выставку попали портреты упитанных комбайнеров и трактористки Паши Ангелиной. Одно-единственное фото угнетенных крестьян в поле с 1935 года не дает представления ни о причинах, ни о масштабе трагедии.

Отсутствие этого определяющего периода новейшей украинской истории на выставке, покрывающий весь период работы фотографа, его организаторы объясняют тем, что эти фотографии не входят в их коллекции. По мнению куратора выставки Эрнста Фолланд, они могут быть в сборнике дочери фотографа, в Москве, или в собственности Союза фотохудожников России.

Они могли бы предоставить эти фотографии для выставки, которую Эрнст Фолланд планирует привезти в Украину, но захотят ли? Трения, возникшие с российскими официальными представителями уже во время этой выставки, которые уделили лишь небольшое внимание монтажу в работе Халдея, вызывают сомнение в том, что в нынешних политических условиях российские факторы согласятся предоставить документальные свидетельства Голодомора для показа в Украине. Особенно, если учесть, что выставка планируется на октябрь, а в ноябре в Украине должны пройти широкомасштабные празднования годовщины Голодомора.

Вряд ли можно рассчитывать и на поддержку немецкой стороны, учитывая исключительно дружеские отношения между Москвой и Берлином. Выставка проходит при финансовой поддержке немецкого правительства. По стечению обстоятельств, на первом этаже того же выставочного центра, Мартин-Гропиус-Бау, проходит другая выставка под названием «Сила и дружба». Она рассказывает о дружбе между Россией и Пруссией в первой половине 19 века и их совместных усилиях по подавлению свободной мысли на востоке Европы. Эту вторую выставку финансирует российский «Газпром».

Как рождались самые известные фото советской пропаганды

Также рекомендуем прочитать

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.