Марат БИСЕНГАЛИЕВ: “Я знал, что чего-то добьюсь, если буду много работать!”

18 марта в Алматы приезжает Марат Бисенгалиев. Он всегда внезапно приезжает в родной город. В этот раз он приезжает за несколько дней до премьеры скрипичного концерта «Сары кыз», которая состоится в оперном театре в дни весеннего равноденствия. 


 


Автор концерта для скрипки  «Сары кыз» - известный английский композитор Карл Дженкинс, самый популярный из ныне живущих британских композиторов. Произведения Дженкинса поражают воображение слушателя, включая элементы классики, поп-музыки, этнических мелодий. Музыкальная канва удачно сочетает в себе звучание народных инструментов, ударных, симфонического оркестра и человеческого голоса.   Его предыдущие работы - «Реквием» и «Адиемус» - до сих пор входят в пятерку самых покупаемых в Британии классических альбомов, неизменно занимая первые строки чартов. А самое непосредственное отношение к рождению нашумевшего музыкального проекта «Тлеп»  имеет одноименный благотворительный фонд «Тлеп», возглавляемый Сапаром Искаковым, потомком легендарного кобызиста Тлепа Аспантай-улы, жившего в 1757-1820 годах. Меценат в течение многих лет финансирует многие культурные проекты: ансамбль кобызистов «Тлеп», республиканский конкурс кобызистов, обучение молодых музыкантов.    И вот однажды во время приезда Карла Дженкинса в Казахстан Сапар Искаков заказал композитору музыкальное произведения на основе казахских тем и мотивов. «Для создания этого произведение я отправил в Лондон записи мелодий, исполненных на 22 казахских народных инструментах», - рассказывает Сапар Искаков. Композитору понадобилось чуть более года, чтобы воплотить идею в жизнь. Премьера «Тлепа» состоялась в Лондоне, в  «Альберт холле», и два года назад  вызвала живейший интерес избалованной культурными событиями английской публики. Премьера состоялась под патронажем Британо-Казахского общества (сопредседателями которого являются герцог Йоркский принц Эндрю и президент Нурсултан Назарбаев) при поддержке посольства Казахстана в Англии и спонсорстве ряда казахстанских фирм, в том числе BG Kazakhstan и авиакомпании «Эйр Астана».  


Двухчасовой концерт с участием Западно-Казахстанского филармонического оркестра под управлением Марата Бисенгалиева, кобызистов Астаны, Алматы и Уральска, известного мастера горлового пения Едыля Хусаинова, хора из Финляндии и исполнителей из Великобритании прошел на ура.  А крупнейшая музыкальная корпорация Великобритании Karl Jenkins Music Ltd выпустила музыкальную поэму на диске, причем запись велась на студии Sony Classic. Будет ли такой жизнь скрипичного концерта «Сыры кыз»? На этот вопрос ответит время. Мировая премьера произведения уже состоялась в Нью-Йорке. Это произошло на американских гастролях Марата Бисенгалиева. И вот настало время, когда алматинские меломаны услышат это произведение 24 марта. Концерт для скрипки с оркестром «Сары кыз» является логическим продолжением предыдущего проекта и наглядно еще раз продемонтрирует, насколько органично казахские мелодии вписываются в классическую симфоническую трактовку.    Всегда разносторонний, с неизменной формой стрижки, по-английски галантный и по-прежнему открытый для бесед и интервью Марат Бисенгалиев согласился на виртуальное общение в режиме онлайн. Он с удовольствием ответил на несколько наших вопросов.  


- Марат, как известно, Карл Дженкинс работает в жанре фолк-музыки...


- Не совсем так. Он как раз завоевал необыкновенную популярность тем, что нашел баланс между разными жанрами музыки. В основном он, конечно, основывается на классике, но она обогащена фольклором, джазом, так как его истоки как композитора идут из джаза. Это знаменитая в начале 70-х его группа «Софт машин». Он использует и элементы поп-музыки, которые проявляются в огромном количестве ударных (вы это сегодня слышали в «Тлепе»).


- Музыковеды считают, что подобное смешение жанров и стилей как раз и пробуждает интерес к народной музыке, народной культуре. Что, на ваш взгляд, из этого опыта применимо в Казахстане?


- Я думаю, что интерес к казахской народной музыке как раз и пробудится с помощью вот таких проектов.  Карл Дженкинс, как  локомотив, имеет возможность пробить своим авторитетом путь на Запад для нашей музыки и популяризировать ее с помощью вот таких проектов. Ни- чего страшного, что музыку Карла Дженкиса в Казахстане будут играть как свою. Можно быть очень талантливым композитором, но для успеха этого мало. Нужно быть раскрученным композитором. И Карл добился этого статуса, он сегодня входит в десятку самых популярных классических композиторов. Он постоянно занимает первые места в чартах, и выбор этого композитора я считаю точным, потому что его музыка ориентирована, в принципе, на широкого зрителя, демократичного зрителя. Это не эксклюзивная музыка, она доступна всем социальным слоям, всем возрастам, это музыка для сердца.    


- Марат, как вы думаете, способен ли кто-то из молодежи повторить ваш путь из маленького аула к мировому признанию?


- Я считаю, что многие способны на это, но для этого необходимо иметь соответствующие ингредиенты. Прежде всего талант, это 70 процентов успеха. Затем это, конечно, труд, страшный труд. Это большая часть оставшихся 30 процентов. И, конечно, необходимо уловить удачу, которая приходит очень редко в жизни. И к этой удаче, конечно же, надо быть готовым. Мне повезло. Да, еще один ингредиент, который я сразу не назвал, - это голод. Сегодня я вижу новое поколение - они этот голод к успеху не испытывают. Я из очень бедной семьи, и мне хотелось во что бы то ни стало вырваться и заявить о себе. Я много занимался с самого раннего возраста. Я знал, что чего-то добьюсь, если только буду работать. Я мечтаю открыть свою школу в Казахстане. Сейчас, считаю, предпосылки для этого есть. И появление такого мецената, как Сапар Искаков, - это, можно сказать, первая ласточка. У нас в стране достаточно много богатых людей, которые могли бы помочь культуре в таких интересных проектах. А проекты эти, в свою очередь, помогут Казахстану, его имиджу, что в конечном итоге поможет и самому бизнесу. 


- Приподнимите, пожалуйста, завесу. Скажите, какой сюрприз ждет алматинцев 24 марта?


- Концерт-премьера будет состоять из двух частей. В первой -прозвучать два произведения Карла Дженкинса - «Палладио» и «Сары кыз», во второй -  «Музыка для струнного оркестра» А. Раимкуловой, «Сельская честь. интермеццо» Ф.Маскани и «Бостонский ветер» А. Серкебаева. Сводным оркестром, который будет состоять из лучших музыкантов Алматы, в этот вечер доверено дирижировать перспективному Арману Уразгалиеву.


 

Марат БИСЕНГАЛИЕВ знал что чего-то добьюсь если буду много работать

Также рекомендуем прочитать

Метки:

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.