Масштабная работа “КазАгро” начата

В условиях мирового финансового кризиса такая сфера экономики, как сельское хозяйство, становится одной из уязвимых. Именно поэтому согласно Плану совместных действий правительства Республики Казахстан, Национального банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы развитие агропромышленного комплекса было определено одним из приоритетных направлений экономического развития Казахстана. Немалая нагрузка в таких условиях легла на АО «Национальный холдинг «КазАгро». Председатель правления Асылжан Мамытбеков рассказал нашей газете о работе «КазАгро» в этих непростых условиях.


 


- Асылжан Сарыбаевич, в начале разговора давайте определимся с ролью «Каз-Агро» в решении приоритетных направлений экономического развития страны.


- В условиях финансового кризиса, безусловно, необходимо поддерживать агропромышленный комплекс. Ведь при наличии мощного агропромышленного потенциала у Казахстана есть реальная возможность не только обеспечить и насытить внутренний продовольственный рынок, но и в дальнейшем стать одним из основных поставщиков некоторых видов продуктов питания на мировые рынки продовольствия. В этой связи главой государства были поставлены конкретные основные задачи: стабилизация ситуации и решение вопросов импортозависимости на внутреннем агропродовольственном рынке страны; создание необходимой основы для будущего экономического роста. Правительством, Национальным банком и Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы был принят План совместных действий. Данный документ предусматривает следующие меры поддержки АПК через Национальный холдинг «КазАгро»:  финансирование инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение и развитие экспортного потенциала АПК; кредитование субъектов АПК на текущие расходы, в том числе на весенне-полевые работы.


 


- Такие масштабные мероприятия требуют немалых финансовых средств.


- Безусловно. На эти цели из Национального фонда нацхолдингу «КазАгро» выделены средства в объеме 120 млрд. тенге. Для привлечения средств из Национального фонда нацхолдингом «КазАгро» выпущен облигационный заем на условиях срочности (15 лет), платности (полугодовое погашение процентов) и возвратности. В условиях снижения доступности субъектов АПК к финансовым ресурсам правительством одобрена предложенная нацхолдингом «КазАгро» схема использования  финансовых ресурсов Национального фонда на инвестиционные проекты и текущее кредитование за счет временно-свободных  от инвестиционной программы средств. В результате чего общая сумма поддержки агропромышленного комплекса увеличится в 1,8 раза.  Так, из 120 млрд. тенге, выделяемых на реализацию инвестиционных проектов на период 2009-2010 годах, в 2009 году временно свободные средства в объеме 83,2 млрд. тенге направляются на финансирование субъектов АПК, в т.ч. на проведение весенне-полевых работ.


 


- На каких условиях и в какие сроки предусмотрено проводить кредитование?


- Текущее кредитование сельхозтоваропроизводителей осуществляется через специализированные дочерние компании АО «Аграрная кредитная корпорация» и АО «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» согласно разработанным схемам. Поскольку нормативная потребность превышает выделяемый объем денег, кредитование будет производиться в два этапа. На первом этапе предоставление кредитных ресурсов будет осуществляться на следующих условиях:


l кредитование СХТП, предоставившие соответствующее обеспечение пропорционально посевным площадям согласно лимитам финансирования, определенным исходя из нормативов затрат на 1 га для каждой культуры;


l ставка вознаграждения:  при предоставлении банковской гарантии - 8% годовых, без учета расходов на банковскую гарантию  при предоставлении зерновой расписки - 12% годовых;


l срок кредитования до 12 месяцев;


l предоставление ликвидного обеспечения (банковская гарантии или зерновая расписка);


l целевое использование средств на пополнение оборотного капитала сельхозтоваропроизводителей на проведение весенне-полевых и уборочных работ.


С 1 апреля начнется II этап финансирования субъектов АПК, в том числе на проведение весенне-полевых работ. Однако нацхолдингом зарезервированы необходимые средства (порядка 30 млрд. тенге) по заявкам, поступившим на финансирование в рамках первого этапа кредитования субъектов АПК, в целях предоставления возможности до 20 апреля 2009 года получить кредитные ресурсы тем СХТП, которые предоставили заявки до 1 апреля 2009 года. 


 


- Вы упомянули специальные схемы кредитования. Для кого они разработаны и в чем их суть?


- Для обеспечения большего охвата сельхозтоваропроизводителей разработаны две схемы кредитования. 1-я схема охватывает СХТП, имеющих обеспечение в виде банковской гарантии или зерновой расписки, они кредитуются напрямую. По данной схеме кредиты получают компании, имеющие хорошую репутацию в БВУ. Вторая схема разработана специально для мелких товаропроизводителей, которые и в докризисное время не имели доступа к банковским кредитам из-за отсутствия высоколиквидной залоговой базы. К примеру, согласно Меморандуму, подписанному «КазАгро» с  Казахской хлопковой ассоциацией и акиматом ЮКО, мы доводим кредитные средства мелким СХТП Южного Казахстана через крупные хлопковые компании, предоставляющие нам банковские гарантии, а они, в свою очередь, заключают фьючерсные договоры на закуп продукции с СХТП и авансируют их оборотными средствами. Выгода крупных хлопковых холдингов, в состав которых входят и хлопкозаводы, состоит в том, что таким образом они обеспечат загрузку сырьем своих заводов.


Теперь что касается процедуры получения кредита. Все заинтересованные СХТП подают заявки акиму сельского округа с указанием субъектов АПК, осуществляющих закуп сельхозпродукции, для формирования соответствующего перечня. Акимы районов предоставляют сформированный перечень акимов сельских округов на утверждение координационного совета области. В результате будет осуществлено финансирование около 20 тысяч субъектов аграрного бизнеса Южно-Казахстанской области. Это позволит сохранить посевную площадь хлопчатника, загрузку отечественных перерабатывающих мощностей, объем экспорта хлопка, занятость и доходы сельских жителей самой густонаселенной области Республики Казахстан. Предложения по совместной работе по аналогичной схеме  направлены всем социально-предпринимательским корпорациям и местным исполнительным органам.  Применяя обе схемы, мы обеспечим доступность кредитных  ресурсов, выделяемых из Национального фонда, большинству СХТП, участвующих в посевной кампании 2009 года. Стоит отметить, что стоимость денег для конечных потребителей одинакова и в 1-м, и во 2-м варианте.


 


- Давайте теперь более подробно поговорим о составляющих АПК, в частности о зерне. Как ситуация обстоит с этим видом сельхозпродукции?


- Для начала хочу отметить, что при определении основных направлений реализации инвестиционной программы за счет средств Национального фонда нацхолдингом «КазАгро» был проведен всесторонний анализ отраслей АПК. В первую очередь была проанализирована потребность по тем видам сельскохозяйственной продукции, по которым не обеспечивается внутренняя потребность страны, а также имеется значительный экспортный потенциал для дальнейшего продвижения на внешние рынки.


Что касается зерна, то среднегодовой объем экспорта этого вида казахстанской продукции составляет  порядка 7 млн. тонн зерна, включая более 1,5 млн. тонн муки в зерновом эквиваленте. Однако существует зависимость от ситуации на зерновом рынке России и Украины, по территории которых проходит более 60 % экспорта казахстанского зерна. Снижение конкурентоспособности цены казахстанского зерна возникает в связи с большими транспортными издержками, дефицитом вагонов-зерновозов в республике. Имеющиеся мощности логистической инфраструктуры сдерживает развитие экспорта зерна в направлении стран Закавказья, Средиземноморья, Ирана, Центральной Азии и Ближнего Востока. При этом наблюдается ежегодный рост потребности в зерне прикаспийских и близлежащих к ним стран. У Ирана эта цифра значится в пределах  не менее 2 млн.тонн, у близлежащих к Ирану стран - не менее 3 млн.тонн, Азербайджан - до 0,8 млн. тонн, Грузия - до 0,7 млн.тонн в год.


 


- Согласно анализу текущей ситуации по отраслям АПК, проведенному нацхолдингом «КазАгро», какие результаты были выявлены в отраслях мясного и молочного животноводства, вторых по значимости для населения страны после зерна?


- В настоящее время объемы производства мяса в целом удовлетворяют потребности внутреннего рынка в соответствии с национальными нормами потребления. Потребление в 2007 году составило 64,8 кг, национальная норма - 48 кг. При этом экспорт мяса говядины и баранины практически отсутствует. Отсутствие экспорта мяса является сдерживающим фактором в росте поголовья скота и, соответственно, объемов производства мяса, что, в свою очередь, является препятствием в росте доходов населения, предприятий и расширение потенциала развития данного сектора АПК. Вместе с тем только рынок России импортирует ежегодно 1,5 млн. тонн красного мяса из Бразилии, Аргентины, Мексики. Казахстан имеет все возможности увеличить объемы производства мяса, учитывая близость экспортного рынка с высоким потенциалом в лице рынка Российской Федерации.


Если рассматривать тонкорунное овцеводство и производство тонкой шерсти, то производимая тонкая шерсть практически вся экспортируется в необработанном виде. Кроме того, наблюдается снижение удельного веса поголовья тонкорунных овец и, соответственно, производства тонкой шерсти. Объемы производства тонкой шерсти снизились с 61,5 тыс. тонн в 1990 году до 7,3 тыс. тонн в 2007 году, или почти в 8,5 раза. При росте производства шерсти за последние четыре года (2002-2007 гг.) доля тонкой шерсти в общем объеме падает с 35,6% в 2002 году до 22% в 2007 г. Это происходит за счет ухудшения породы и отсутствия технической переработки шерсти. В Казахстане есть наличие достаточных мощностей  по первичной обработке шерсти, т.е. ее промывке. Поэтому сейчас необходимо увеличивать мощности по ее переработке (топс - пряжа - ткань). Параллельно требуется финансирование увеличения доли и качества тонкорунной шерсти.


Что касается молочного животноводства, то сезонные колебания производства сырьевого молока приводят к разрывам в поставке сырья для переработки перерабатывающим предприятиям. Объем производства молока с ноября по февраль составляет 17,4% (878,8 тыс. тонн от годового объема - 5036 тыс. тонн). Кроме того, сохраняется низкая доля племенного поголовья от общего количества скота - порядка 3,5%, из них 0,63% племенных дойных коров. И, как следствие возникает низкая продуктивность коров. Среднегодовой удой по республике составляет 2,8 тонны молока, к примеру, в США этот показатель - 8,6 тонны). Тот факт, что 90,5% (4 558,2 тыс. тонн) молока производится в подворьях сельчан, способствует высокому уровню бактериальной обсемененности молока и не позволяет в полной мере обеспечивать молокоперерабатывающие предприятия высокачественным кондиционным сырьем, из произведенных в подворьях объемов молока на промышленную переработку в 2007 году было направлено 1 195 тыс. тонн, что составляет 26,2% от всего объема производства. Эти факторы влияют на высокую долю импортозависимости молочного рынка. В 2008 году, импортировалось в процентном отношении от объема потребления: 84% сгущенного молока и сливок, 30% сливочного масла, 65% сыра и творога, 79,7% сухого молока.


 


- Производство плодоовощных культур - еще одна важная отрасль сельского хозяйства, высокие результаты в которой зависят не только от погодных условий, но и от должной работы сельхозтехники. Какие проблемы требуют решения в этой отрасли? 


- В настоящее время около 70% овощей производится населением в домашних хозяйствах, что подразумевает применение низких агротехнологий возделывания,  ручной труд, некачественные семена, отсутствие мощностей для тарирования и упаковки. По причине отсутствия овощехранилищ, оснащенных современными технологиями, фактические потери составляют порядка 40% среднегодового производства плодов и овощей.


Потребность в овощехранилищах с учетом профинансированных проектов обеспечивается на 58,4%. Из имеющихся хранилищ 40% требует капитального ремонта. При финансовой поддержке «КазАгро» в 2008 году были введены в эксплуатацию овощехранилища на 14,4 тыс. тонн. Что в полной мере не решает существующую проблему.


Кроме того, по имеющимся данным, лишь 0,16% плодоовощной продукции в Казахстане производится на закрытом грунте. Обеспеченность населения плодоовощной продукцией обеспечивается только в период массового сбора  (июнь-октябрь). Отсутствие внутреннего производства плодоовощной продукции (в достаточных объемах) в  период межсезонья вызывает серьезные колебания цен в течение года.


В действующих теплицах применяются устаревшие и низкопроизводительные технологии, ведь порядка 86% из них - теплицы 1970 - 90-х гг. Мировой опыт показывает, что в отдельных государствах на 1 тысячу жителей приходится от 0,3 до 1,1 га теплиц, в то время как в Казахстане на 1 тысячу жителей приходится 0,004 га.


Потребность во фруктах и ягодах удовлетворяется в основном за счет импорта. Дефицит внутреннего производства  фруктов и ягод составляет 129 тыс. тонн - исходя из национальных норм потребления плодов и ягод 22 кг/год на душу населения. Исходя из этого, становится необходимым принятие мер по повышению эффективности производства  плодоовощной продукции посредством расширения применения современных систем капельного орошения. Это должно снизить влагопотери на 50%, потерю удобрений - в 2 раза, затраты на агротехнику (культивация, подача удобрения с применением с/х техники), с/х технику и ГСМ - в 1,5-2 раза при повышении урожайности на 50-70%.


Если рассматривать сельхозмашиностроение, то в настоящее время отрасль характеризуется высоким износом сельскохозяйственной техники. Этот показатель составляет 80%. Кроме того, существуют проблемы недостаточного развития сети по сервисному обслуживанию сельхозтехники, а также зависимости отрасли от импортной сельхозтехники. Среди импортируемой сельхозтехники наиболее высокая востребованность наблюдается на трактора марки «Беларус». За период с 2001 по 2007 г. в республику поставлено более 7,3 тыс. тракторов, ежегодный импорт данной техники составляет порядка 1,5 тыс. ед. Это обусловлено универсальностью и простотой обслуживания трактора, который используется сельхозтоваропроизводителями на всех видах работ. В этой связи существует необходимость создания сборочного производства сельхозтехники в республике с дальнейшим увеличением локализации комплектующих (т.е. казахстанское содержание), что даст значительный мультипликативный эффект на смежные отрасли.


 


- Озвученные вами данные были получены по итогам анализа текущей ситуации в отраслях АПК. Асылжан Сарыбаевич, видя конкретные проблемы, намечены ли уже не менее конкретные пути их решения?


- По итогам проведенного анализа нацхолдингом «КазАгро» определены 11 инвестиционных проектов-направлений, которые были отражены в вышеупомянутом Плане совместных действий правительства Республики Казахстан, Национального банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 - 2010 годы. Решениями совета директоров нацхолдинга в начале февраля были утверждены не только обоснования необходимости реализации инвестиционных проектов, но и основные параметры и принципы кредитно-инвестиционной деятельности «КазАгро», определяющие полномочия по утверждению документов, принципы отбора заемщиков, порядок финансирования ДАО и заемщиков, принципы управления и мониторинга проектов.


Первый блок проектов - это целевое финансирование тех секторов сельскохозяйственного производства, по которым еще не удовлетворяются потребности страны, и есть проблемы импортозависимости. К ним относятся: развитие сети тепличных хозяйств, развитие сети овощехранилищ, развитие производства  плодоовощных культур с применением технологии капельного орошения, развитие сети молочно-товарных  ферм, создание сети птицефабрик, создание производства по сборке сельхозтехники.


Второй блок состоит из проектов, направленных на создание основы для качественного роста АПК и реализации его экспортного потенциала. Таких как: создание сети откормочных площадок с развитой инфраструктурой, пилотный проект по созданию сети убойных пунктов, организация  мясоперерабатывающих комплексов с производством  блочного мяса и крупнокусковых  нарезок в вакуумной упаковке, развитие производства и переработки тонкой шерсти, развитие инфраструктуры экспорта казахстанского  зерна (элеватор).


В дочерних компаниях нацхолдинга - АО «Аграрная кредитная корпорация» и АО «Казагрофинанс» созданы конкурсные комиссии по отбору проектов, включающие представителей МСХ, «Каз-Агро», партии «Нур Отан», «Атамекен», депутатов, общественных организаций. Концептуальными подходами к проведению конкурсов по отбору потенциальных заемщиков определены: ориентированность инвестиционных проектов на решение поставленных задач (импортозамещение, реализация экспортного потенциала); применение высоких технологий, создающих основу для качественного развития агропромышленного комплекса; создание образцовых производств и тиражирование их опыта, создание учебно-методических баз, что позволит преодолеть консерватизм агробизнеса; концентрация производств вокруг крупных городов и в зонах сельскохозяйственной специализации, учитывающая рынки потребления и необходимости обучения других субъектов агропромышленного комплекса; прозрачность процедур отбора проектов, их окупаемость, максимальное использование местных трудовых, производственных и иных ресурсов.


Безусловный приоритет будет отдаваться тем хозяйствующим субъектам, которые имеют наибольший экспортный потенциал, смогут в перспективе успешно конкурировать с зарубежными товаропроизводителями и приносить реальную прибыль.


Обязательными условиями при отборе проектов являются устойчивое финансовое состояние, наличие опыта в сфере реализации проектов и ликвидного обеспечения. В целях увеличения доли казахстанского содержания в договорах займа (лизинга) с конечными заемщиками предусмотрены нормы, обязывающие заемщиков отдавать предпочтение отечественным товаропроизводителям.


Финансирование будет осуществляться на условиях платности, срочности и возвратности денежных средств, траншами по мере освоения средств. Срок финансирования до 15 лет, ставка вознаграждения 6 процентов годовых. Предоставляется отсрочка по погашению основного долга на два года. Возврат средств хозяйствующие субъекты начнут осуществлять после освоения средств и ввода в эксплуатацию производства. Инструменты финансирования: заем на СМР и оборотные средства - срок от 5 до 12 лет; лизинг на приобретение оборудования, скота на срок от 5 до 12 лет. В настоящее время завершен прием заявок по всем направлениям, отбор которых осуществляется на конкурсной основе. В результате розданы пакеты конкурсной документации 182 хозяйствующим субъектам. 156 хозяйствующих субъектов подали заявки на конкурс по отбору потенциальных заемщиков в разрезе инвестиционных направлений на общую сумму 178,8 млрд. тенге. Данные показатели свидетельствует о большом интересе субъектов агробизнеса к проектам, что подтверждает правильность и востребованность выбранных направлений. Из числа конкурсной документации, поданных до 6 марта кредитным комитетом АО «КазАгроФинанс», рассмотрены заявки по направлению - организация сборки сельхозтехники, по итогам которого было принято решение о заключении с ТОО «Семаз» соглашения о финансировании проекта по сборке сельхозтехники марки «Беларус». В настоящее время на рассмотрение кредитных комитетов дочерних компаний «КазАро» выносятся все остальные инвестиционные  проекты.


Финансирование проектов будет начато после проведения всех необходимых процедур. С целью эффективного использования средств Национального фонда выделение средств ДАО будет осуществляться в соответствии с планом финансирования проектов и на основании их заявок с приложением расчетов потребности конечных заемщиков в кредитных ресурсах. Такой порядок обеспечит использование только необходимого объема ресурсов. В структуре «КазАгро» и его дочерних компаний созданы и выделены дополнительные подразделения, ответственные за мониторинг и реализацию инвестиционных проектов. Разработаны формы отчетности ДАО в разрезе заемщиков, будет осуществляться ежемесячный фотомониторинг реализации проектов с привлечением специализированных экспертов.


С целью мониторинга и контроля создан комитет мониторинга, анализа и контроля  расходования государственных средств при совете директоров холдинга. Комитет будет  рассматривать отчеты правления холдинга по целевому и эффективному использованию средств Национального фонда.


 


- Что должны увидеть казахстанцы по итогам завершения программы поддержки агропромышленного комплекса?


- Результаты финансирования инвестиционной программы в период 2009-2010 годы ожидаются. Строительство теплиц с общей площадью 60 га позволит снизить ежегодный дефицит в период межсезонья в помидорах, огурцах и зелени к 2011 году на 24,2%. Кроме того, итогами программы должны стать: создание и модернизация овощехранилищ общей емкостью около 75 тыс. тонн с удовлетворением дополнительной потребности в течение 3 лет на 26,4%; создание современных откормочных площадок с производством конкурентоспособной, экологически чистой говядины в объеме до 11 тыс. тонн в год для поставок на экспорт; создание 250 убойных пунктов в сельских округах с целью повышения уровня ветеринарной безопасности, обеспечения эпизоотического благополучия и улучшение качества животноводческой продукции; строительство мясокомбинатов по производству блочного мяса и крупнокусковых нарезок в вакуумной упаковке для экспорта; введение в эксплуатацию  молочных ферм с производством до 73 тыс. тонн молока ежегодно  и доведением доли племенного стада в 2012 году до 6-8%; увеличение поголовья тонкорунных овец и доведение их удельного веса в 2012 году до 35 % с получением экспортной продукции с высокой добавленной стоимостью; создание и модернизация  птицефабрик мясного направления, что позволит снизить уровень импорта на 20,4% и произвести дополнительно более 30 тыс. тонн мяса птицы с поставкой на отечественный рынок; строительство элеватора и производственной базы комплекса с мощностью единовременного хранения 100 тыс. тонн мощностью перевалки более 1 миллиона тонн в год, которые будут способствовать диверсификации рынка сбыта отечественного зерна через создание новых транспортных коридоров. Параллельно планируется ввод в эксплуатацию мельничного производства с мощностью переработки зерна до 400 тонн в сутки. Это позволит снять напряженность в поставках муки в Западный регион Казахстана и обеспечит понижение цен на муку в регионе. Организация сертифицированного производства по сборке сельхоз техники в частности тракторов «Беларус», в свою очередь, позволит увеличить казахстанское содержание в структуре закупа сельхоз техники субъектами АПК.


Помимо перечисленных прямых результатов ожидается, что наши проекты, используя новейшие технологии мирового агробизнеса, станут своеобразными центрами по тиражированию опыта ведения передового сельского хозяйства. Концентрируясь вокруг крупных городов, проекты своим примером должны дать мощный импульс частным инвесторам по  созданию аналогичных проектов на территории всей республики и стать для СХТП примером по образцовому ведению сельского хозяйства. Вместе с тем реализованные проекты  станут стимулом привлечения иностранных инвестиций в отрасль, окажут мультипликативный эффект в росте производственных мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья и использованию в процессе производства сырья и материалов, изготовленных в Казахстане.


В заключение стоит отметить, что эффективность вложенных средств определется не только экономическими показателями, но и решением ряда социальных задач. Ожидается создание более 10 тысяч новых рабочих мест без учета мультипликативного эффекта, рабочих мест, создаваемых на смежных производствах, инфраструктурных объектах и т.д. Значительная часть проектов будет реализовываться в сельской местности, что обеспечит уменьшение оттока населения из села в город, станет стимулом к возвращению ранее переселившегося населения из города в село, а также толчком к повышению уровня социально-экономического развития в сельской местности и роста благосостояния каждого казахстанца.


 

Масштабная работа КазАгро” начата

Также рекомендуем прочитать

Метки:

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.