Наука и культура в 10-12 веках.

Свидетельством развития средневековой культуры является найчная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара Абу Наср Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950гг.). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики.

Фараби – ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему ринадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы мудрости». Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира, а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение.
Известный представитель тюркоязычной литературы X-XIIвв является Юсуф Баласагунский, который родился примерно 1017 г. Ему принадлежит, написанная в 1069-1070гг. поэма «Кутадгу билиг», переведенная на рус. яз. Как «Наука быть счастливым». Эта книга является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззренческих поблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе.

Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029-1101гг.), его книга «Диван лугат ат-турк» «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074гг. В ней собран и обощен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора – песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.

В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти – 1166г). Сохранилось его произведение «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Его жизнь и деятельность связаны с г. Ясы (Туркестан). А. Яссави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов с их тегрианско-шаманистскими, зороастрийскими представлениями. Построенный на рубеже XIV – XV вв. в честь Ахмета Яссави мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане является местом поломничества мусульман.

Наука культура 10-12 веках

Также рекомендуем прочитать

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.