Тятя, тятя, наши сети…

На днях в Алматы прошла пресс-конференция с громким названием «Казнету - 15 лет!». На собрании было торжественно обнародовано: число пользователей Казнета достигло 14% от всего населения, а число доменных имен приблизилось к 6000! Меня это не может не радовать, поскольку я без интернета сегодня как Париж без Сены, только огорчает другое. Вот официальная статистика. Российский НИИ развития общественных сетей недавно объявил о регистрации миллионного доменного имени второго уровня в зоне .ru. Миллион сайтов - недурственно, не правда ли? Но вместе с тем в зоне .ru зарегистрировано менее одного процента от общего количества доменов. Всего в мире насчитывается более 138 миллионов доменных имен! Стало быть, мы со своими 6000 составляем только чуть больше полпроцента нета российского и меньше сотой части мирового.


 


А знаете, какой самый дорогостоящий и раскрученный сайт в Рунете? Vodka.ru. Недавно его продали за несколько миллионов рублей. А самый известный в мире казахстанский сайт? Аlmatinki.com. Его, правда, покупать никто не собирается, зато, как и на vodka.ru, товары, предлагаемые сайтом, раскупаются влет - человеческую природу не переделаешь.


Вообще же большая часть национальных доменных имен зарегистрирована в Германии (зона .de) - более 11 миллионов доменов. В Великобритании (.uk) и Китае (.cn) зарегистрировано более чем по шесть миллионов доменов. В доменной зоне Евросоюза .eu, зарегистрированной в 2005 году, насчитывается примерно 2,5 миллиона имен. Планку в один миллион доменов преодолели Нидерланды (.nl), Италия (.it) и США (.us). Причем самой интернет-продвинутой страной в мире являются Нидерланды. Более 90 процентов населения этого европейского государства - активные пользователи Всемирной сети. В таких странах, как Норвегия, Исландия, Канада и Австралия, как минимум восемь из десяти граждан активно посещают интернет.


Но хватит печальной цифири, поговорим о наши баранах, то есть о наших с вами национальных сетях.


Батыр Маханбетажиев, ответственный секретарь Агентства РК по информатизации и связи, сказал по поводу 15-летия Казнета: «Из 6 тысяч казахстанских сайтов казахоязычных - меньше пяти процентов. А это не очень положительно сказывается на информационном пространстве нашей страны. Поэтому государство должно стать координатором и тотализатором развития Казнета».


Мне интересно, при чем здесь государство? Интернет ведь государственным законам не подчиняется, ему без разницы, какой президент у власти - плохой или хороший, ему важно другое. Вот если бы у нас в самом дальнем ауле было как в самом маленьком эстонском поселке - воткнул компьютер в розетку и получил доступ к сети - тогда другое дело. Но у нас ведь, господа хорошие, в некоторых аулах не то что про интернет, про компьютер не слышали. О каком «цифровом равенстве» может идти речь? Другая особенность Казнета заключается в том, что он с самых первых дней своего существования заговорил на русском языке, он был и является ма-а-леньким придатком Рунета. Сначала это было логично: 15 лет назад у русского языка уже имелась достаточная техническая база, совместимая с программами Microsoft. Поэтому основная масса сайтов с доменом .kz была представлена на русском языке. Исключение составляли немногочисленные сайты официальных органов и информационных агентств. Но сбои в программном обеспечении были видны невооруженным глазом. Многие до сих пор помнят, как вместо традиционных казахских букв на интернет-страничках мелькали квадратики. Три года назад компания Microsoft наконец-то додумалась подготовить программное обеспечение, адаптированное к казахскому языку (сами мы никак это решить не смогли). Старые программы заменили на новые, нормально работающие. Квадратики в казахских текстах исчезли. Но сайтов на государственном языке в Казнете почти не прибавилось. Хотя потребность в казахскоязычных сайтах назрела. Но опять же: без охвата интернетом сельских районов, где проживает основная масса казахов, говорящих только на родном языке, говорить всерьез о «Казнете на казахском» нельзя.


Другой момент. По мнению тех же тружеников АИС, заставить полюбить родные просторы Интернета должны онлайн-магазины. Дело хорошее, если учесть, что в США объем покупок через сеть превысил 10 миллиардов долларов за год. У нас же сеть интернет-магазинов ну никак развиваться не желает. Александр Васильев, генеральный директор интернет-компании PROFIT Online видит причину в покупке доменных имен. «Процесс захвата «хороших» имен начался давно, - говорит он, - Некоторые ушлые казахстанские ребята восприняли мысль о легких деньгах в интернете чересчур прямолинейно. Зачем создавать сайты, а потом повышать их посещаемость, решили они, когда можно просто застолбить участки в Казнете, а потом тупо продавать их. Получилось действительно тупо - покупать домены со звучными названиями никто не кинулся, а в Казнете так и не появились реально работающие сайты с этими именами. В итоге казахстанский сегмент интернета стал напоминать пустую барахолку с десятком контейнеров и массой участков, единственным украшением которых являются таблички «Обувь», «Одежда», «Бытовая химия» и т.д. Но ни обувью, ни одеждой там не пахнет».


Не знаю, прав он или нет, только я один раз вознамерился купить очень полезный компьютерный «прибамбас» через интернет. Заказал и жду. День жду, два. Потом звоню в фирму. Там равнодушно отвечают: «Вы знаете, машина сломалась. Привезем на днях». А зачем мне на днях? На днях и сам схожу в магазин и куплю все, что надо. Другой раз решил застраховать машину по интернету. Несколько раз заполнял анкету, а сервер меня все время выкидывал. Опять звоню, спрашиваю, в чем дело? «А вы через Explorer входили или через Opera? Если через Explorer, то вы к нам не попадете!». Ну и к чему такие виртуальные услуги? Нет, без людского отношения и интернет не заработает.


Вот еще один пример. Почти параллельно были созданы почтовые сервисы mail.ru и ok.kz. Но у первого сейчас миллиардные обороты, а второй не может предоставить своим пользователям даже элементарные услуги. Я зарегистрировался на ok.kz, дабы поддержать, так сказать, отечественного производителя, и что же получилось? Если ты на rambler.ru или на mail.ru входишь в почту сразу, то на ok.kz тебе предлагают подождать вплоть до 10 минут. На rambler.ru ты получаешь ящик объемом 1000 мб, на ok.kz - 15 мб. И так далее...


А все дело в том, что в mail.ru были вложены колоссальные средства, а оk.kz делали наши студенты для собственного удовольствия. И это проблема абсолютного большинства наших сайтов: у нас есть много хороших дизайнеров и программистов, но мало хороших пиарщиков, которые знают как «раскручивать» проекты в интернете. Исключения, возможно, zona.kz, zakon.kz, форум «Центр тяжести», ну и не к ночи будь сказано, упомянутый сайт almatinki.com.


Что дальше - возникает законный вопрос, как будет развиваться Казнет и будет ли развиваться вообще. Конечно, будет. В соответствии с нашими достатком, потребностями и тем местом в мире, которое мы занимаем. Говорить, что когда-нибудь мы переплюнем Россию или Китай так же глупо, как, по словам классиков, утверждать, будто виолончель умеет рожать детей. В родном АИСе уверены: взлет не за горами. В 2010 году Казнет ждет совершенно новый уровень. Дескать, к этому времени мир уже выйдет из финансово-экономического кризиса, и Казахстан целый год будет председательствовать в ОБСЕ, следовательно, к нам повысится внимание всего мира. Посмотрим...


А пока будем довольствоваться тем, что имеем. Лично мне ни горячо, ни холодно, сколько у нас доменов - 6 тысяч или 6 миллиардов. У меня среди этих 6 тысяч есть свои привычные и даже можно сказать любимые, которых мне вполне хватает.


 

Тятя тятя наши сети…

Также рекомендуем прочитать

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.