Мировая премьера на казахстанской сцене Знаменитые произведения “Сары кыз” и “Зере” впервые прозвучали в Казахстане

На этой неделе на сцене  ГАТОБ им.Абая впервые в Казахстане, наряду с произведениями отечественных и зарубежных композиторов, прозвучал новый концерт для скрипки с оркестром Марата Бисенгалиева «Сары кыз», специально написанный популярным композитором современности Карлом Дженкинсом. По многочисленным просьбам в программу концерта была включена также первая часть нашумевшей премьеры сюиты «Зере» Эррана Барона Коэна в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра под управлением молодого дирижера Армана Уразгалиева. Организаторами мероприятия выступили культурный общественный фонд Марата Бисенгалиева при поддержке акимата города Алматы. 


 


Почитателей симфонической музыки, собравшихся в зале оперного театра, можно смело назвать обладателями счастливого билета. Каждого, кто хоть однажды в своей жизни слышал волшебную музыку в исполнении талантливого скрипача Марата Бисенгалиева, не покидает мечта попасть на его концерт еще раз, поскольку творчество этого виртуозного музыканта всегда вдохновляет и продолжает вдохновлять любителей музыкального искусства разных поколений. В программе концерта прозвучали произведения К.Дженкинса «Палладио» и «Сары кыз», Актоты Раимкуловой «Музыка для струнного оркестра», музыка Алмаса Серкебаева «Бостонский ветер» и Ф. Маскани «Сельская честь. Интермеццо».


В человеческой памяти всегда живы яркие образы юных влюбленных: Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, Меджнуна и Лейлы, Лауры и Петрарки. Судьба молодых влюбленных Тлепа и Сары кыз аналаогична всем классическим образам, поскольку настоящие чувства необъяснимы. Во все времена поэты таким чувствам посвящают стихи, композиторы - музыку. Произведение «Сары кыз» выдержано в духе казахского национального фольклора с использованием этнических инструментов и  является логическим продолжением сюиты «Тлеп», заказанной известным отечественным меценатом Сапаром Искаковым.


По многочисленным просьбам, как профессионалов, так и любителей классической музыки, организаторы концерта включили в программу казахстанскую премьеру исполнения первой части сюиты «Зере» Эррана Барона Коэна, что является своеобразным синтезом классики и фольклора в сопровождении Государственного Академического симфонического оркестра, в состав которого вошли лучшие музыканты Алматы. Напомню, что мировая премьера сюиты состоялась в мае позапрошлого года и вызвала огромное количество позитивных отзывов у мировой публики. Как вы, наверное, уже догадались, целью этого проекта было обращение ажиотажного интереса к Казахстану, вызванного нашумевшим фильмом о Борате. В ответ на это Марату Бисенгалиеву мастерски удалось осуществить в сопровождении  высококлассного казахстанского  музыкального оркестра исполнение музыки на казахские мотивы. Произведение написано родным братом Саши Барона Коэна - Эрраном, что показало мировой общественности кусочек культуры реального Казахстана.


Стоит отметить, что на приеме, который состоялся в день мировой премьеры, 4 мая 2007 года сюиты «Зере» в Лондоне в St. James Hall, после завершения концера посол Казахстана в Великобритании Ерлан Идрисов подчеркнул, что Коэну удалось «воспринять дух степи» и воплотить его в своей музыке. «Теперь Эррана можно назвать настоящим казахом»,- пошутил он.


- Эта музыка способна навести мосты между культурой Запада и Европы и доселе малоизвестной страной казахов, - писалось на страницах западной прессы.


- Я один из тех, кто считает, что нашумевший фильм о Борате в некоторой степени послужил нам на пользу, поскольку у общественности возник огромный интерес к нашей стране. Завтра этот комик будет шутить над кем-то еще, и нам как великой нации надо спокойно относиться к этому, - считает Марат Бисенгалиев.


Восторженных бурных оваций удостоилась мировая премьера произведения «Зере» и в Алматы. В новом произведении зрители услышали  сочетание классических инструментов с фольклорными: домброй, бубном и шан-кобызом. Синтезируя различные музыкальные традиции в современном музыкальном воплощении, автору проекта удалось расширить культурные границы,  что создало причудливую гармонию музыки, не оставившую равнодушным ни одного гостя музыкального вечера.